oskoliro.ru

Как сделать словарь ребенка богатым?

  1. Старайтесь использовать не только знакомые ребенку определения вроде «большой», «маленький», «красивый», «хороший», но и другие эпитеты, которые лучше опишут предмет (высокий, крошечный, замечательный и т. п.). Близкие по значению слова делают речь выразительнее и точнее. Детям важно слышать их в речи взрослого, чтобы начать использовать самим.
  2. Рассказывая о чем-то ребенку, используйте для описания как минимум два прилагательных.
  3. Предлагайте ребенку сравнивать предметы. Например: «Это большой или огромный медведь, маленький или крошечный муравей?».
  4. Предлагайте на выбор несколько вариантов. Например: «Пейзаж красивый или живописный?».
  5. Попросите ребенка сказать иначе. Например, он говорит, что рубашка чистая. Предложите придумать другой вариант — «белоснежная». Сделайте это игрой: договоритесь, что вам нельзя использовать распространенные слова, например «большой» или «маленький».
  6. Многозначные слова. Дети с раннего возраста сталкиваются с такими словами и усваивают их смысл из ситуаций.
  7. Первое время дети воспринимают фразеологизмы буквально. Для того чтобы ребенок научился понимать смысл таких фраз, их нужно чаще использовать в речи. Ребенок будет постепенно понимать значение подобных конструкций, анализируя ситуацию, в которой они применялись. Переносный смысл слов становится доступным ребенку к 4-5 годам, поэтому фразеологизмы он начинает понимать именно в этом возрасте. Дети, с которыми разбирают смысл фразеологизмов, начинают более осмысленно слушать, анализировать.
  8. В возрасте около 3 лет жизненных ситуаций становится недостаточно для развития речи, и тогда большую роль начинают играть книги. Дети любят, когда им читают одни и те же книги, заучивают наизусть целые отрывки. Это помогает им усвоить правильные грамматические конструкции, улучшить связность речи.
  9. Дети многое узнают из мультфильмов. Сам по себе просмотр мультфильма не развивает речь, но дает повод для обсуждения увиденного (можно обсудить вместе с ребенком детали и действия героев, попросить его пересказать сюжет), темы для сюжетно-ролевых игр.
  10. Старайтесь, чтобы ребенок смотрел не только мультфильмы, чередуйте их с документальными фильмами о природе, жизни людей. Всегда обсуждайте с ребенком увиденное.
  11. Проводите с ребенком больше времени за каким-нибудь полезным делом. Например, за совместным приготовлением пищи. Совместное творчество не только сближает, но и способствует обогащению речи.
  1. Предложите поиграть в развивающие игры. Их не обязательно покупать — можно придумать самим или вспомнить те, которые нравились вам детстве.
  2. Не забывайте о вежливых словах: «пожалуйста», «спасибо», «приятного аппетита», «будь здоров». Не спешите требовать, чтобы ребенок использовал их, но следите, чтобы в вашей речи они тоже были.