Чтобы развить у детей любознательность и поддержать интерес к окружающему миру, необходимо научить их задавать познавательные вопросы.
Ребенок не всегда задает вопросы с целью получить познавательную информацию. Часто вопросы дошкольника выполняют функцию установления контакта. Например: «А можно с вами?», «Как тебя зовут?», «А что вы делаете?». Эти вопросы демонстрируют желание ребенка взаимодействовать, контактировать, общаться. Такие вопросы называют контактоустанавливающими.
А если ребенок задает вопрос и действительно хочет получить новую информацию об окружающем мире, его событиях и явлениях, то такие вопросы являются познавательными. При этом оба вида вопросов важны для развития и социализации ребенка. Познавательные вопросы демонстрируют любопытство, любознательность ребенка.
Любознательность – центральный, мотивационный компонент готовности дошкольника к обучению в школе. Если ребенку не интересно узнавать новое, не хочется учиться, то в школе он не сможет быть успешным.
Предпосылки для развития детской любознательности возникают в среднем и старшем дошкольном возрасте, в этот период ребенок начинает задавать много вопросов. Чтобы развить любознательность и тем самым обеспечить ребенку успешную учебу в школе, родители должны терпеливо отвечать на детские вопросы, радоваться им и поощрять познавательные интересы ребенка.
Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь организовать работу с детьми:
- Формировать у детей мотивацию к постановке вопросов. Ребёнку нужно дать понять, что умение задать вопрос — это социально ценное действие.
- Знакомить детей с формами постановки вопросов и с вопросительными словами. Для этого можно использовать мнемосимволы — графические образы объектов.
- Организовать для детей тренировку в самостоятельном формулировании вопросов разных видов. Ребёнок должен учиться задавать вопросы в ситуации, когда он сам знает ответ на свой вопрос или догадывается о нём.
- Также для обучения детей умению задавать вопросы можно использовать различные игры и упражнения.