Игры, формирующие волевые привычки
Дети шестилетнего возраста любят знакомые короткие, с быстрым результатом игры. Именно такие игры необходимы в тех случаях, когда у детей нужно снять психологическое напряжение, заполнить непредвиденную паузу, переключить их внимание.
Это игры типа, «Замри», «Царевна Несмеяна» и др. Критериям оценки подобных случаях является время. Кто из детей дольше всех не рассмеётся, тут и будет с царевной Несмеяной. Кто дольше других сумеет сохранить неизменность позы, тот лучший в игре «Замри».
Всё идёт на время и сопоставления с результатами других. Основанные на выполнении жёстких правил, эти игры требуют от играющих неукоснительного подчинения им своих действий. Ясно и понятно сформулированные правила игры побуждают детей произвольному напряжению внимания, чёткой фиксации положения тела в пространстве, развиваюсь способность к самооценке собственных действий и действий других, поскольку предполагают сравнение. Эти игры стимулируют развитие аналитического мышления детей.
Развивая привычку к волевому действию, они создают почву для произвольного поведения вне игровой деятельности, приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю. Для части детей, которые в сравнении с другими оказываются на последних местах (13–16 секунд способны удержать неизменность позы, 5–8 секунд сдерживают себя, чтобы не рассмеяться), момент осознания этого неуспеха может быть травмирующим.
Важно вовремя предупредить факт появления такого настроения, показать таким детям, что само участие их в игре положительно, потому что теперь дети знают, что им трудно сдерживать себя, чтобы не рассмеяться. Но, с другой стороны, искусству самообладания можно и научиться, можно овладеть этим искусством. Об этом говорят достижения других детей, которые способны до 50 секунд быть Несмеяной.