Процесс знакомства с русской народной культурой должен начинаться с рождения ребенка. Как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок впитывает культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае приобщение к истокам русской народной культуры оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
- Знакомьте детей с фольклором во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, стихи), так как именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, вы, тем самым, приобщаете их к общечеловеческим нравственным ценностям.
- В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, песенки будут звучать как ласковый говорок, выражать заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Именно в семье возможно эффективнее всего приобщать ребенка к народным праздникам, обрядам, обычаям через знакомство с русскими народными танцами и играми. Через движение ребенок будет лучше и глубже познавать русскую народную культуру.
- Посещайте с детьми музей краеведения, где он почерпнет необходимые знания о предметах народных промыслов: расписных досках, деревянной посуде, народных вышивках, обуви, старинной утвари, орудиях труда и быта. Можно рассказать детям о них, рассмотреть вместе с ними, выделить характерные особенности каждой, постоянно напоминая, как они называются.
- Во время чтения книг обращайте внимание детей на иллюстрации к ним, не упускайте возможности еще раз приобщить их к миру прекрасного. Читая и рассказывая детям о прошлом своего народа, обращайте их внимание на национальные черты характера, героизм, любовь к Родине.