Антикоррупционная деятельность

Противодействие коррупции

Противодействие коррупции – это деятельность не только органов власти всех уровней, но и организаций всех форм собственности в пределах их полномочий (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»  (далее – Закон № 273-ФЗ)).

Под термином «коррупция» понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ  организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. За невыполнение организациями обязанностей, предусмотренных ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ не предусмотрена административная ответственность, в то же время такое бездействие является нарушением законодательства о противодействии коррупции.

Принципы противодействия коррупции

  1. Принцип соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам.
    Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к организации.
  2. Принцип личного примера руководства.
    Ключевая роль руководства организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.
  3. Принцип вовлеченности работников.
    Информированность работников организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
  4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
    Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной организации коррупционных рисков.
  5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
    Применение в организации таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
  6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
    Неотвратимость наказания для работников организации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства организации за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.
  7. Принцип открытости бизнеса.
    Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах ведения бизнеса.
  8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
    Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

Федеральные

ФЗ от 25 декабря 2008 г N 273 «О противодействии коррупции»

Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г N 478 «О Национальном плане противодействии коррупции на 2021-2024 годы»

Региональные

Закон Белгородской области от 7 мая 2010 г N 338 «О противодействии коррупции»

Постановление правительства Белгородской области от 30.12.2013 г. N 530-пп (с изменениями на 19 сентября 2022 года)«Об утверждении государственной программы Белгородской области “Развитие кадровой политики Белгородской области”»

Муниципальные

Распоряжение администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 22.09.2021 г. N 190-рх «Об утверждении плана мероприятий по противодействию коррупции в Старооскольском городском округе на 2021-2024 годы»

Образовательной организации

Кодекс этики и служебного поведения

Положение о противодействии коррупции

Порядок сотрудничества с правоохранительными органами по вопросам предупреждения и противодействия коррупции

Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства

Положение об оценке коррупционных рисков

Положение о комиссии по урегулированию споров

Приказ «Об утверждении плана мероприятий по противодействию коррупции и состава рабочей группы по предупреждению и противодействию коррупции на 2023 год»

 Антикоррупционная экспертиза

Одной из ключевых задач государственной антикоррупционной политики является создание законодательства, препятствующего совершению коррупционных правонарушений. Решение этой задачи обеспечивается посредством внедрения института антикоррупционной экспертизы, нацеленного в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» на профилактику коррупции.

Антикоррупционная экспертиза – оценка нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Следует различать правовую и антикоррупционную экспертизы нормативных правовых актов. При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы нормативного правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных законов, а также оценка соответствия нормативного правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов). Целью же антикоррупционной экспертизы является выявление в положениях нормативных правовых актов и их проектов коррупциогенных факторов.

Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации. Независимой антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.

Информация о подготовке Министерством Просвещения Российской Федерации проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, а также о результатах проведения независимой антикоррупционной экспертизы размещается на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Методические материалы

Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 ноября 2013 года

 Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

 Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения

Уведомление о получении подарка

Уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов

Обращение гражданина (представителя организации) по фактам коррупционных проявлений

 Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений 

Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Приказ о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции

Прием и запись обращений по «телефону доверия» осуществляется ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, по следующему графику:
с понедельника по четверг – с 9.00 до 18.00 часов по московскому времени; в пятницу с 9.00 до 17.00 часов по московскому времени.

Обращаем внимание на то, что статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложный донос о совершении преступления.

Адрес: 309514, Белгородская область, город Старый Оскол,улица Комсомольская, дом 33/36

Телефон: 8 (4725) 22-06-47

Электронная почта: oskoliro@so.belregion.ru