oskoliro.ru

Как рассказать ребенку о научных открытиях?

Чтобы увлечь ребенка наукой, не обязательно штудировать с ним научно-популярную литературу и энциклопедии, хотя это тоже не помешает. Гораздо важнее отыскивать математическую начинку в повседневных привычных вещах, «открывать» физические законы дома и на прогулках.

Дети любопытны от природы, и это значительно упрощает задачу взрослым. Не надо ничего выдумывать, достаточно вовремя подхватить интерес ребенка и разжечь его интересными вопросами. Не пытаться сразу же выдать готовый ответ, а рассуждать вместе с ребенком, развивая у него критическое мышление и привычку проверять знания при помощи гипотезы и эксперимента.

Отец известного физика Ричарда Фейнмана, лауреата Нобелевской премии, одного из создателей квантовой электродинамики и атомной бомбы, тоже старался развить в сыне интерес к познанию окружающего мира. Он не заставлял Ричарда штудировать учебники по физике, не загружал голову формулами, а просто беседовал обо всем, что видел вокруг: о предметах, явлениях, жизни.

Отец учил Ричарда не просто смотреть, а вглядываться, проникая в суть вещей. Не принимать ничего на веру, а исследовать и анализировать. «Ты можешь знать название этой птицы на разных языках мира, но когда ты закончишь перечислять эти названия, ты ничего не будешь знать о самой птице. Поэтому давай посмотрим на эту птицу и на то, что она делает — вот что имеет значение».

Прогулки по городу или лесу подбрасывают кучу интересных тем для разговоров. Даже простой одуванчик может стать темой интересных размышлений: куда деваются желтые цветки, зачем его семенам парашют, почему у него такой длинный стебель и почему сок одуванчика не отстирывается со штанов?

Или бежит мимо бродячая собака, в шерсти которой застрял колючий репейник. И вот уже готова тема для следующего разговора — о путешествии растений.

Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом. Это объясняется прежде всего тем, что в дошкольном возрасте детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы. Через любопытство и любознательность у дошкольников возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасаемой исследовательской активности. Кроме того, возрастают возможности операционной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, появляется осознанность действий, формируется способность понимать их последствия, а необходимость в формулировании выводов, обобщений, закономерностей развивает речь ребенка.

Купите ребенку лупу и микроскоп, чтобы он рассматривал и изучал микромиры: плесень на яблоке, волокна на джинсовой ткани, листья растений, пыльцу на цветках, ползающих насекомых, крылья бабочки и даже грязь под ногтями. Это породит в нем новые вопросы, с которыми он придет к вам. Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Следующий этап — создать условия для погружения в науку, попробовать изучать ее в сотрудничестве с другими людьми. Существует несколько способов. Это могут быть и научные кружки, научные лагеря, фестивали науки и т.д.